Сценарий фольклорного праздника Масленица

Ход праздника.

Под музыку «Байновская кадриль» дети входят в зал, имитируя гуляние, садятся на стульчики. Выбегают двое зазывал.

СКОМОРОХ 1: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

СКОМОРОХ 2: Тары-бары, тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем масленицу встречать.

ВМЕСТЕ: Но пришла пора.
Ай-да, Зимушка-зима,
Зима славная была.
Проститься,
Да с Весною
Подружиться.

СКОМОРОХ 1: Зима-ледяна, зима-студена,
Пришла и твоя пора уходить со двора!

СКОМОРОХ 2: Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело, дружно!

Исполняется хоровод-игра «Вдоль по улице метелица метет» (русская народная мелодия).
Дети садятся на места. Под музыку, приплясывая, в зал входит дед Ерофей.

ДЕД: Ой, как вас много! Да все румяные, улыбчивые. А вот звать-то вас как? И не знаю! А ну-ка, назовите себя по имени, да погромче, чтобы слыхать было! (ответы детей) Теперь понятно, с кем имею дело!

ВЕДУЩАЯ: Дедушка! А как тебя самого-то звать?

ДЕД (поет частушки): А я дед Ерофей,
Износил сто пар лаптей,
Только пару сапог
До сих пор сносить не смог.
Сшила бабка мне кафтан,
Из овчины латки.
Променял я тот кафтан
На три шоколадки! (танцует)

СКОМОРОХ 1: Дедушка Ерофей! А что привело тебя к нам в школу Радости?

ДЕД: Как что? Да ведь масленица.
В среду все блины пекут,
Среду лакомкой зовут.
А где же ваши блины?

СКОМОРОХ 2: Пекутся, дедушка, пекутся! Давай лучше с нами масленицу встречать!

СКОМОРОХ 1: Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько:
С блинцами, с каравайцами, с вареничками.
С сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!
В первый день ее встречают - веселой песней зазывают.

СКОМОРОХ 2: Приходите в гости к нам ко горячим, ко блинам.
Масленка, масленка, широкая масленка!

СКОМОРОХ 1:
В проводах Масленицы есть свой порядок, обозначенный названием дней недели.
Понедельник – Встреча.
Вторник – Заигрыш.
Среда – Лакомка.
Четверг – Разгул.
Пятница - Тещин вечерок.
Суббота - Золовкины посиделки.
Воскресение - Прощенный день или проводы.

ДЕД: Да, в старину была хорошая традиция справлять масленицу веселыми задорными песнями, плясками, и разными играми. А вы какие-нибудь русские народные игры знаете? (ответы детей) Молодцы! Хоть кости разомну!

ИГРА «Кто быстрее на метле»

(На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.)

 ПОДАРИ ПЛАТОЧЕК СИМПАТИИ

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Встреча Зимы и Весны

Подготовка. Для проведения игры нужно достаточно большое пространство. Подготовьте канат. Особые условия. Дети делятся на две команды - Зиму и Весну.
Ход игры
Командам вручается канат, и они стараются перетянуть его на свою сторону.

 

 

«Солнышко»

Для этого конкурса потребуется два листа побольше (например, А3 или ватман), на каждом листе нарисован большой круг (будущее солнышко) и пару фломастеров. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко столько лучиков, сколько ребят в команде.

 

«Маша-растеряша»

 

Дети, принимающие участие в этой игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь. Тот, кто падает – выходит из игры. Главное в этой игре продержаться до конца.


СКОМОРОХ 2: Дедушка, зачем же ты корову привел к нам на праздник?

ДЕД: Да вот, Буренку свою хочу продать у вас на ярмарке и купить себе новый кафтан, а то свой-то я променял на шоколадки, что я теперь своей бабке скажу?

СКОМОРОХ 1: Ну хорошо. Нужно отдохнуть сейчас
И послушать наш рассказ.

Исполняется инсценировка стихотворения С. Маршака «Как старик корову продавал». (Инсценировку выносят на ширму. Дети смотрят мини кукольный театр. Корова, покупатель, дед  - на ширме. Скоморохи рассказывают и стоят с двух сторон от ширмы).

СКОМОРОХ 2: На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

ПОКУПАТЕЛЬ: Хозяин, продашь нам корову свою?

ДЕД: Продам! Я с утра с ней на рынке стою!

ПОКУПАТЕЛЬ: Не много ли просишь, старик, за нее?

ДЕД: Да где наживаться! Вернуть бы свое!

ПОКУПАТЕЛЬ: Уж больно твоя коровенка худа!

ДЕД: Болеет проклятая! Прямо беда!

ПОКУПАТЕЛЬ: А много ль корова дает молока?

ДЕД: Да мы молока не видали пока!

СКОМОРОХ 1: Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.

ПАРЕНЬ: Папаша! Рука у тебя не легка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою!

ВЕДУЩАЯ: Идет покупатель с тугим кошельком
И вот уж торгуется он с пареньком.

ПРОХОЖИЙ: Корову продашь?

ПАРЕНЬ: Покупай, коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!

ПРОХОЖИЙ: Да полно! Уж выглядит больно худой!

ПАРЕНЬ: Не очень жирна, но хороший удой!

ПРОХОЖИЙ: А много ль корова дает молока?

ПАРЕНЬ: Не выдоишь за день, устанет рука!

ВЕДУЩАЯ: Старик посмотрел на корову свою.

ДЕД: Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому,
Такая скотина нужна самому!
Я лучше ребят из детского сада напою молочком да сметанкою угощу!

Дед уводить корову и возвращается.

ДЕД:
Я на ярмарке бывал,
Чего там только не видал!
Сколько плясок, сколько шуток
И веселых прибауток!

СКОМОРОХ 1: Эй, девчушки-веселушки,
Спойте звонкие частушки!

Исполняются «Масленичные частушки» (с использованием русских народных инструментов).

ДЕД:
А как кадриль-то заиграет,
Всех танцоров увлекает.
Всякий молодец -
На свой образец!



ДЕД: А не пора ли нам блины есть?

РЕБЕНОК: Широкая масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинками наедаемся.

СКОМОРОХИ вместе (хором): Тин-тинка, подай блинка,
Оладушка-прибавушка, масляный кусок!

Прощай, Масленица!

Вместе с детьми выйдите на улицу, обязательно возьмите чучело Масленицы с собой. Предупредите собравшихся, что сейчас будете сжигать чучело, а пока оно будет гореть, надо попрощаться с чучелом, а значит, и с зимой.
Зажгите чучело и начните прощаться, крича:

"Прощай, Масленица!"
"Зиму провожаем, весну встречаем!"

Дети выкрикивают свои прощания. После этого все возвращаются в дом на чаепитие с блинами.

Исполняется русская народная песня «Блины».
Дети угощаются блинами.